ЭБУ — все о чип-тюнинге

Современные автомобили чем-то похожи на терминаторы — фиксированные датчики, провода, компьютеры и другие электронные компоненты. Другое дело, чем круче машина, тем больше в ней электроники, хорошей или плохой. Вся эта «красота» управляется всего одним маленьким ящиком — электронным блоком управления или просто блоком управления. Возникает много вопросов, таких как: — Что это, где это и как вообще работает. Решил показать и рассказать как и что, и даже снять с машины. Очень полезно для новичков, так что взгляните …

ЭБУ М74 CAN 11186-1411020-22 I484GG03

ЭБУ М74 CAN 11186-1411020-22 I484GG03

Для начала начнем с определения ЭБУ

ЭБУ – Электронный блок управления (также известный как «контроллер») — это мозг вашего автомобиля. Без них все остальные детали — это просто металлические детали, пластик, микросхемы и провода. Получает большой объем информации от всех типов датчиков (например, кислород, скорость, температура окружающей среды — двигатель и т. Д.), Затем обрабатывает полученные данные в специальной программе (алгоритме), а затем отправляет команды исполнительным элементам (таким как топливный насос, система зажигания) и т.д.). Это означает, что он управляет всеми электронными процессами (от положения и света фар до управления такими системами как ABS, ESP и переключения передач у автомата), сейчас даже многие функции магнитол в ЭБУ зашивают.

М7.9.7+ 16кл ВАЗ

М7.9.7+ 16кл ВАЗ

Как видите это очень умная «железка», однако я хочу подробнее перечислить, какие функции он контролирует и какие приказания отдает.

Что контролирует ЭБУ?

1.Для начала перечислим датчики, с которыми он работает и собирает информацию:

2.Температура двигателя

3.Температура окружающей среды

4.Подача кислорода

5.Подача топлива

6.Холостой ход (обороты)

7.Датчики антиблокировочной системы, стабилизации, антизаноса, и прочих систем безопасности колес

Это еще не все, смотрим ниже:

1.Скорость

2.Положение дроссельной заслонки

3.Положение педали газа

4.Положение коленчатого вала

5.Контроль охлаждающей жидкости

6.Датчик кондиционера и его системы

7.Контроль, за тормозной системой и ее жидкостью

8.Данные с бачка гидроусилителя или из цепи ГУРа

9.Анализ напряжения бортовой сети питания

Это стандартный набор, который встречается практически на любом авто, если ваш автомобиль более «навороченный», то количество датчиков будет больше, сюда могут добавиться датчики подвески, например на некоторых внедорожниках она пневматическая.

Теперь перечислим, кому ЭБУ отдает приказы, то есть отсылает команды:

1.Это положение дроссельной заслонки + подаче воздуха

2.Подача топлива (впрыск из инжекторов)

2.Системе зажигания

4.Управления фазами газораспределения

5.Управления температурой и ее поддержанием

6.Анализ выхлопных газов, до и после катализатора

7.Системе кондиционирования

8.Системе освещения, и прочим электрооборудованием, иногда даже магнитоле

9.Стеклоподъемникам

10.Подогревам

11.Управление автоматической коробки передач

Опять же, это установленный минимальный стандарт, если ваша машина по классу превосходит народные иномарки, таких команд будет намного больше.

Как видите, эта маленькая коробочка держит под контролем всю машину, то есть все системы и датчики подключены к ней.

Многие думают, что этот блок напрямую похож на компьютер или хотя бы на ноутбук, только без экрана. Это не так, все сосредоточено в маленьком электронном блоке и его формат совершенно другой.

Что предоставляет физически ЭБУ

блок эбу bosch 17.9.7

блок эбу bosch 17.9.7

Электронный блок управления выпускается в разных корпусах, обычно пластиковых или железо-алюминиевых. Например, на наших ВАЗах часто используются пластиковые корпуса, а на многих иномарках — железные. Корпус также может отклоняться от своего положения, например Б. когда он находится в салоне, можно использовать пластик, но когда он находится под капотом, т.е. снаружи. Обычно это алюминий (другой металл).

Сама карта закрывается в корпусе, то есть непосредственно контроллером. Однако выходов всего два соединения, с CAN-шинами сюда подключаются провода большого количества датчиков и устройств. Справедливости ради стоит отметить, что на некоторых контроллерах есть еще и разъем для диагностики — загрузки ПО.

Часто блок управления становится достаточно горячим, и поэтому ребра на корпусах отводят тепло. Это похоже на компьютерный радиатор для охлаждения процессора.

(ЭБУ) OPEL 898027 4020 1125000240 LR

(ЭБУ) OPEL 898027 4020 1125000240 LR

Если вы посмотрите на пульт дистанционного управления, становится ясно, что это всего лишь небольшая коробочка размером примерно 30 x 20 см и толщиной всего от 4 до 7 см.

Что находится внутри ЭБУ

Когда вы открываете «коробку», перед вашими глазами появляется большая доска. Для неопытного пользователя это похоже на плату от компьютера. Я не буду углубляться в дебри и подробно объяснять структуру этого «массива» платы, я опишу только основные узлы:

Память ЭБУ – она подразделяется на несколько частей:

ППЗУ — программируемое постоянное запоминающие устройство — сюда закладывают необходимые программы и функции работы мотора;

ОЗУ – оперативно запоминающее устройство. Служит для работы с промежуточными данными, которые обрабатываются «здесь и сейчас».

ЭРПЗУ – электронное репрограмируемое запоминающее устройство – нужно для хранения временной информации – например, коды доступа, коды блокировки, время работы различных агрегатов, пробег, расход топлива, температура двигателя и т.д.

Программное обеспечение ЭБУ – также различное:

Функциональное – самое важное, получает информацию с датчиков, анализирует ее и отправляет исполнителям.

Контрольные микросхемы (модули) – контролируют полученные данные на ошибки, если вдруг они обнаружены, старается их исправить, если не получается – выдает ошибку CHECK ENGINE, либо какие – то другие (как например недавно у меня code 84 — 89), либо может полностью блокировать запуск двигателя.

Именно в это программное обеспечение и вносят изменения ЧИП – тюнеры, про это чуть позже.

Где находится ЭБУ?

Я уже упоминал о местонахождении этого блока. НО теперь я хочу немного повторить. Основных локаций всего две:

Интерьер автомобиля. Он может быть как под панелью, например, в наших ВАЗах, находится в районе радиатора печки. Кроме того, под задним сиденьем, во многих иномарках бизнес-класса, он и располагается. Я также где-то в Интернете читал, что это могло быть в багажнике машины.

Под капотом. Это НЕ лучшее место, потому что грязь, снег, вода и прочие прелести. Обычно находится рядом с аккумулятором (как у меня) или рядом с блоком предохранителей. Как правило, эти блоки ЭБУ хорошо герметичны.

Так что найти его не так уж и сложно. Даже рядовой водитель сможет разобрать часть панели приборов (как правило, снять ее не так уж и сложно) или заглянуть под капот своего автомобиля. Если вы видите коробку, от которой начинаются две петли проводов, это ЭБУ. Но не советую углубляться: если вы ничего не понимаете, лучше довериться профессионалам.

Как снять, замена и ремонт ЭБУ

Снимается этот блок просто — лично на моем АВЕО нужно открутить всего 4 болта от площадки с креплением. И отсоединяем пару шлейфов — собственно все — блок у вас в руках. ВАЖНО — сначала отключите отрицательную клемму АКБ.

Но на некоторых автомобилях сначала нужно разобрать приборную панель, обычно около печки или под бардачком. Дальнейшие действия такие же, без разницы. Блоки все примерно одинаковые.

Определить, что агрегат у вас не работает, довольно просто, в 50% случаев машина просто не заводится, и все системы можно заблокировать до тех пор, пока замки не откроются. В других случаях в работе двигателя могут появиться различные «недоработки»: обороты могут сильно колебаться или во время работы возникнут сбои (например, давишь на газ, но машина не заводится) и агрегат не заводится. полностью. Ошибки, которые нельзя запрограммировать на «очистку», могут постоянно гореть. Стоит отметить, что ЭБУ — довольно прочное устройство, поэтому, если его специально не сжечь, он проработает долго.

Как может возникнуть проблема — сбой? Это обычное явление — но это короткое замыкание, попадание воды (антифриза) на плату, перегрузка и, как следствие, перегрев (плата перегорит), физические удары (в случае авария), коррозия.

Ремонт или замена — дело сложное, иногда сгорает ЭБУ полностью, ремонтировать нечего! Приходится покупать новый, но он стоит, ох как дорого: средняя цена на иномарку порядка 15-25 тысяч рублей. Однако, если ошибки вызваны поломкой только одной микросхемы или ржавчина сожрала дорожку или контакт, то все равно необходимо попробовать восстановить. Для этого просто отдаем в ремонт электроники, процентов 80, они восстановят и после этого еще довольно долго будет работать.

Немного о ЧИП – тюнинге (прошивке)

Конечно, у меня уже есть статья об этом процессе, прочтите. Но сейчас я немного повторюсь. ЧИП — тюнинг — это усовершенствование стандартной «прошивки» (прошивки), установленной на заводе. Сейчас существует множество компаний, которые занимаются этим видом работ, но стоит помнить, что прошивка также должна быть оригинальной или адаптированной для вашего автомобиля. Новая программа увеличит мощность, улучшит комфорт езды и улучшит топливную экономичность. Кстати, прошивка также регулирует работу АКПП, переключение передач и т.д.

 

Скажу так при помощи ЧИП – тюнинга можно добиться прибавления мощности от 10% а иногда и выше, если скажем — убрать катализатор.

 

Поделиться